OZON.ru
Яндекс.Метрика
Besucherzahler russian wives
счетчик посещений

ВЕРИТЬ ИЛИ НЕ ВЕРИТЬ?

КОНЦЕНТРАЦИЯ ЧУДА

ЧТО ОБЩЕГО У АЛТАЙЦЕВ С АМЕРИКАНСКИМИ ИНДЕЙЦАМИ

Алтай изобилует загадочными землями, населенными, по преданию, странными человеческими сообществами. Во всяком случае — если верить народной молве. Наш корреспондент отправилась на поиски “чудесных земель”.

Николай Рерих, который во время своей знаменитой экспедиции жил в селении Верхний Уймон, писал в дневнике: “В пределах Алтая можно услышать легенды, связанные с какими-то неясными воспоминаниями о давно живших племенах”. Одно из них — “курумчинских кузнецов” он называл “непонятным племенем”, славившимся невиданным мастерством обработки металлов. Кто они, эти белокожие великаны, мало чем похожие на узкоглазых, приземистых алтайцев? Как попали в эти края? Николай Константинович считал, что это некие “сказочные нибелунги, занесенные далеко на запад, и прославленные там в качестве великих умельцев по ковке могучего оружия”.

Археологи действительно по сей день находят в этих местах уникальные металлические предметы, изготовленные за 2—3 тысячи лет до нашей эры. В основном речь идет об оружии воинов и охотников. Но порой находки становятся предметом жарких споров. Так, около полугода назад в районе плато Укок были обнаружены таинственные металлические конструкции, странным образом напоминающие древнекитайские описания “огненных доспехов сынов неба”, которые согласно летописям “спустились из пылающих облаков” и долгое время жили среди людей, демонстрируя им свои чудесные умения.

Некоторые исследователи приходят даже к выводу, что люди, умевшие превращать металл в “огненные колесницы” и изготавливать из него астрономические приборы, были посланцами какой-то высокоразвитой цивилизации из созвездия Регул (“Труд” писал об этом 3 месяца назад.) Но были ли “сыны неба” теми самыми “курумчинскими кузнецами” или это совершенно разные племена? А может, в обоих случаях речь идет о древних скифах, которые кочевали в этих землях как раз около 5—7 тысяч лет назад?

Другое племя — чудь — поразило Рериха еще больше. Во время археологических экспедиций на русский северо-запад он много слышал об этом народе, имевшем, можно полагать, финно-угорские корни. Но как они оказались на Алтае? Древние сказы сохранили драматическую историю их тревожного ухода в “глубокие расщелины ради своего спасения от земных напастей”. “Посвященные” алтайцы из рода в род передают описание маршрута, следуя которым можно обнаружить “большой белый камень”: здесь удивительное племя якобы “ударилось (?) о землю и вошло (?) в нее с конями, скотом и детьми”. Коневод Григорий Чааков показывал мне такую глыбу в предгорьях Катунского хребта. Чтобы достичь этого места, мы пробирались горной тропой полтора часа. Однако подобных каменюк, претендующих на “священную” роль, здесь немало. “Только не навсегда ушла чудь, — пересказывал Рерих эту красивую легенду в своих “алтайских” дневниках. — Когда вернется счастливое время, прервутся войны, придут люди из Беловодья и дадут всему миру великую науку, — тогда придет опять чудь со всеми добытыми сокровищами”. До сих пор добродушные коренные алтайцы верят, что чудь кочует где-то по глубоким подземным галереям в ожидании “благодатного времени”. Только когда оно прибудет?..

Грезы о Беловодье, алтайской Шамбале (легендарная страна мудрецов у индусов и тибетских буддистов), земле обетованной, где царит вечное благоденствие, для алтайцев — неотъемлемый компонент из “эзотерической”, потайной духовной традиции. “В дальних странах, за великими озерами, за горами высокими, там живет высшее знание и высшая мудрость на спасение всего человечества. Это место и есть Беловодье”, — рассказывал мне старожил из селения Майма Иван Петрович Кирсанов. Описания Беловодья туманны и неоднозначны. Найти его — дело, как видится, безнадежное: каждый по-своему видит географию священной земли. Провожатых я не нашла: никто не решился на столь рискованное, с точки зрения простого смертного, путешествие. Ведь попасть туда дано не каждому, а тот, кто ищет с нечистыми помыслами, погибнуть может. “Но кто-то попадал туда?” — интересуюсь. “Мало кто. А кто попадал — не возвращался”.

Единственным будто бы “добровольцем”, вернувшимся из Беловодья, был сам Рерих. В Верхнем Уймоне, откуда он якобы отправился искать местную Шамбалу, и сейчас считают, что поход Николая Константиновича увенчался успехом. Вроде бы он подробно описывал увиденные им горы, деревья, дома и людей, с которыми общался, и были они “возвышенны, прекрасны и лишены дурных помыслов”. “А чего ж вернулся?” — ехидничали скептики. “А вернулся потому, что не хотел бросать важные дела, которые начал в этой жизни”, — приписывают ему ответ “всезнающие”. Дневники самого Рериха никаких таких воспоминаний не содержат…

Зато много раз мыслитель с удивлением констатировал странное сходство алтайцев с американскими индейцами. Уж не отсюда ли родом воинственные смуглые племена, размышлял он? Во всяком случае, археологические раскопки подтверждают идентичность “бронзовой” культуры Алтая и (значительно более поздней) аборигенов Северной Америки. И правда, даже сейчас на улицах Горно-Алтайска порой увидишь человека, которого довольно легко представить в индейских одеждах.

Удивительно перемешались народы на Алтае. Тюрки, финны, угры, славяне — так или иначе могут, видимо, считать Алтай своей прародиной. А сами алтайцы верят: именно здесь, в священных высотах плато Укок вообще некогда зародился род человеческий…

Кстати, о славянах. В начале XVI века в России побывал австрийский посол Сигизмунд Герберштейн, который собрал экзотические сведения, в том числе и о Сибири. В своих “Записках о Московии” он пишет об удивительной “стране Лукомории”, расположенной за рекой Обь. Живут там, дескать, в неприступных крепостях Грустине и Серпонове загадочные лукоморцы, жизнь которых “похожа на басню: как носится слух, они каждый год умирают именно 27 ноября, когда у русских празднуется память святого Георгия, и потом оживают, как лягушки, большей частью 24 апреля”. Герберштейн подробно описывает жизненный уклад лукоморцев, повествует о правителе князе Венца и его сыновьях, чудо-речках, которые протекают в этих фантастических краях. Так, уверяет посол, в речке Тахнине “одна рыба с носом, ртом и прочим, по виду — совершенный человек, но без голоса, а на суше есть люди, у которых все тело, как у диких зверей, покрыто волосами”.

Эти записки иностранца можно было бы назвать побасенками, но вот что удивительно: в коллекции Новгородского пединститута, как подтвердила его проректор Валентина Строгова, можно обнаружить свидетельства опять же о стране Лукомории, которая находится “в дальних землях, за Обь-рекою”. Новгородские летописи тоже содержат фантастические описания этих мест. Откуда они взялись? Известно, что новгородцы ходили за Урал задолго до Ермака и приносили оттуда рассказы о далеких, полных чудес землях.

…Фантазия у наших предков, конечно, была богатая. Но чем глубже исследователи пытаются расшифровать историю Алтая, тем больше встречают загадок. “Концентрация чуда” здесь настолько высока, что отрицать его очень затруднительно.

Лескова Наталия

 

beruby.com — Giving you Cashback Rewards for Simply Using the Internet
Перевести эту страницу
Метаисторические корни Красноярья
вечерний красноярск
№38 (38) среда, 16 ноября 2005 г.
Два чувства дивно близки нам, в них обретает сердце пищу... любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам. На них основано от века по воле Бога Самого самостоянье человека, залог величия его. А.С. Пушкин 


"...Русские историки (а вслед за ними и политики) последних двух столетий так и не сумели подняться до осознания меры высочайшей ответственности своего служения. Их труды - увы! - становились источником заблуждения для сотен тысяч и миллионов россиян, терявших понимание высшего смысла существования России и соответственно духовный иммунитет против разрушительных социальных теорий и чуждых "ценностей":

Теперь мы должны переломить сии пагубные тенденции нашей жизни. Необходимым этапом на этом пути станет возврат отечественной истории ее священного смысла, ее нравственного величия и естественной духовной полноты".

Митрополит Иоанн

В романе "Остров пингвинов", написанном еще в 1908 году, лауреат Нобелевской премии по литературе Анатоль Франс высмеивает устои западноевропейского общества. Он показывает в гротесковых образах некое государство пингвинов, как бы превращенных в людей. Вот как отзывается известный писатель на счет современных ему историков: "К чему писать историю заново, когда вполне достаточно переписать ее из наиболее известных трудов, подобно тому, как это делают все? Если у вас есть новая точка зрения, оригинальная идея, если вы изобразите людей и вещи в неожиданном освещении, вы лишь озадачите читателя.

Историки списывают друг у друга. Таким путем они оберегают себя от утомления и избегают обвинения в высокомерии. Подражайте им и не будьте оригинальны. Оригинальный историк - это предмет всеобщего недоверия, презрения и отвращения".

Надеюсь, никто из наших читателей не хотел бы постепенно превратиться в жителя такого острова пингвинов, а потому автор, невзирая на возможные попытки обвинений в дилетантизме со стороны наших маститых академиков, продолжит экскурс к метаисторическим корням Красноярья.

Еще раз определю свою позицию. С точки зрения судьбы социума совершенно бессмысленно, разбирая побитые временем черепки, спорить о том, к какой конкретно культуре они принадлежат. История - это не физика и химия, и даже не математика. Важен не сам факт прошедшего давным-давно события, а отношение к нему ныне живущих. История - это, прежде всего, образ прошлого, а не подборка запылившихся музейных экспонатов. От того, каков этот образ и какие чувства он вызывает, зависит настоящее и будущее конкретного социума. Если же речь касается метаистории, то здесь мы заходим в такую область, в которой, казалось бы, самые достоверные научные изыскания современности становятся ничтожными перед лицом метафизической необходимости и целесообразности.

Неисторическая земля?

В 1982 году в долине Белого Июса около гор Пятый и Девятый Сундуки проводились археологические работы, в ходе которых было обнаружено святилище бронзового века. Каменные плиты, образующие стены святилища, оказались покрытыми головоломными рисунками и знаками. Поскольку всевозможных каменных сооружений и захоронений в районе Минусинской котловины более чем с избытком, то дальнейшее изучение данного сооружения археологи на тот момент посчитали бесперспективным.

К сожалению, никому в то время не смогла прийти в голову безумная идея искать в сибирских развалинах астрономический подтекст, поскольку в официальной науке с подачи европейских авторитетов до сих пор считается, что Сибирь - "земля неисторическая". Но, как только речь заходит о европейских археологических артефактах, критичное отношение адептов прозападного варианта истории человечества удивительным образом улетучивается, несмотря на подчас откровенный шизофренический подход некоторых исследователей.

Однако, в ходе очередной геологической съемки местности, возможно ради любопытства установив теодолит на особый выступ внутри святилища, рабочие с изумлением обнаружили, что данное сооружение есть не что иное, как каменная обсерватория, аналогичная легендарной обсерватории Стоунхендж, расположенной в Англии. Несмотря на то что внешне каменные конструкции нашей отечественной обсерватории существенным образом отличаются по габаритам от английского собрата, они позволяют за счет удачно выбранной топологии местности решать те же самые астрономические задачи. Отсюда следует, что люди бронзового века Сибири, вопреки сложившемуся академическому мнению об отсутствии на этой земле очагов развитой цивилизации, тем не менее обладали прекрасно разработанным лунно-солнечным календарем и умели с исключительной точностью фиксировать время в течение суток, недель, месяцев и лет.

Точно так же, как и в Стоунхендже, вокруг найденной в районе Белого Июса обсерватории особым образом расположены захоронения, что лишний раз подтверждает некие общие закономерности восприятия мира древними людьми.

В ходе дальнейших исследований в конфигурации некоторых захоронений и наскальных изображений святилища удалось обнаружить астрономическую взаимосвязь. Оказалось, что во время погребения характер расположения умершего, а также каменная выкладка могилы осуществлялись с учетом астрономических аспектов: сторон света, особых точек годичного движения Солнца и Луны. Кроме того, очередной раз были получены подтверждаемые и другими исследованиями сведения относительно трепетного отношения наших предков к горам, расположенным в специальных местах. Об особых теллурических зонах и культовых горных сооружениях в Минусинской котловине автор уже писал на страницах этой рубрики.

Ачинский феномен

Тысячелетия назад древние люди в ходе длительных наблюдений за небесными светилами научились создавать специальные календари. Первый такой "счетчик времени", выполненный из кости, был найден еще в девятнадцатом веке вблизи Парижа. В начале двадцатого века нечто подобное было найдено в долине Ангары около села Мальта советским археологом Михаилом Герасимовым. Однако найденные экземпляры календарей не позволяли до последнего времени ответить на вопрос, владели ли древние люди целостными представлениями о движении светил либо же их наблюдения ограничивались непродолжительными временными отрезками. Мировая академическая наука до сих пор остается в некотором неведении относительно этого вопроса, поскольку наиболее древний календарь был найден не где-нибудь в легитимной колыбели современной цивилизации, а в дремучей по определению Сибири. Тем не менее такой календарь, возврат которого приблизительно составляет восемнадцать тысяч лет, существует - он был найден во время археологических раскопок Ачинского древнекаменного поселения. Он представляет собой миниатюрный жезл, вырезанный из бивня мамонта. Кропотливые исследования показали, что наши предки, проживавшие на территории Сибири, в частности Красноярского края, уже восемнадцать тысяч лет назад, задолго до образования шумерской, египетской, персидской, индусской и китайской цивилизаций, имели достаточно точный лунно-солнечный календарь, впитавший в себя астрономические наблюдения не менее десяти тысяч предыдущих лет. Вот вам и "неисторическая земля"!

Прародина человечества

 

В последние годы множатся гипотезы об арктической прародине, которую авторы-энтузиасты изображают как прародину всего человечества. Один из них, президент томской общественной организации "Гиперборея - сибирская прародина", Николай Новгородов, помещает такую прародину на полуостров Таймыр, полагая, что там-то и формировалась древнейшая протоцивилизация. Мы обязательно в дальнейшем поговорим об изысканиях этого удивительного человека, поскольку его идеи существенным образом затрагивают интересы Красноярской земли.

Надеюсь, читатель уже понял, что вокруг данной темы последнюю пару десятилетий сложилось множество спекуляций. Но наиболее привлекательной с точки зрения метаисторической целесообразности выглядит версия о том, что прародина человечества действительно находилась где-то на севере и, в ходе наступления льдов, ее население постепенно мигрировало на юг, разделившись на две цивилизации: атлантов и титанов, образовавших Атлантиду и Гиперборею соответственно.

Само собой, подобные суждения имеют мало общего с исторической наукой и больше походят на очередной фантастический роман. Однако такой вариант метаистории хорошо состыковывается с рядом древних легенд о том, что предки многих античных богов, включая мать самого популярного в нынешней цивилизации атланта, Гермеса Трисмегиста Меркурия, были титанами и пришли со стороны легендарной Гипербореи, располагавшейся в соответствии с описаниями и некоторыми средневековыми картами где-то на территории Красноярского края. Некоторые весьма авторитетные люди достаточно всерьез воспринимают мифы о гиперборейцах, атлантах и лемурийцах. К примеру, Эрнст Мулдашев, всемирно известный офтальмолог, вообще утверждает, что самолично видел "спящих" то ли атлантов, то ли лемурийцев в особой пещере во время своей экспедиции по Тибету.

В своих предыдущих публикациях автор уже говорил о том, что, возможно, Гиперборея простиралась на достаточно обширной территории современной России. Но есть веские основания для того, чтобы считать юг Красноярского края, а конкретно Минусинскую котловину, уникальным сакральным центром, расположенным в особой энергетической зоне Земли. Кроме того, нет никаких сомнений, что Енисей - это особая река в судьбе человечества и что существует четкая мистическая связь между Енисеем и метафизическим центром современной атлантической цивилизации - Нилом. В ближайших выпусках рубрики автор покажет скрытую взаимосвязь между этими великими артериями и расскажет о некоторых любопытных и таинственных аспектах миссии нашего губернатора, который, возможно, и сам до сих пор еще не осознал всей метафизической подоплеки своего положения.

 

№38 (38) среда, 16 ноября 2005 г.
Автор Федор Марьясов 

 

А погибли ли мамонты

мамонтёнок ДИМА
Ископаемые мамонты ныне превращаются из-за своих бивней в доходный бизнес. «Охотники за бивнями» варварски крушат погребения, добираясь до «белого золота», выламывают кости, разрушают весь исполинский остов. Потревоженная мерзлота, талые воды довершают своё дело-остатки быстро превращаются в груду гниющего мяса. А ведь каждая подобная находка могла бы помочь приблизиться к разгадке тайны жизни и гибели этих гигантов ледникового периода.

Из далёкого сибирского Заполярья дошёл слух, что размороженный мамонт стал подавать признаки жизни. Встал вопрос: куда его определить- в зоопарк или в научную лабораторию? Безусловно, требовалось его всестороннее обследование, и ископаемое животное надо было доставить в Москву. Но никакая железнодорожная платформа не подходила для этого, и решили вести мамонта своим ходом, подкармливая по дороге сеном. С этого рассказа начиналась в университете одна из лекций по палеонтологии. Правда, первого апреля. А вот новости о мамонтёнке Диме была вполне достоверной и даже попала на страницы российских газет. Столь ласковое имя присвоили уникальной палеонтологической находке - детёнышу мамонта, обнаруженного в 1977 году в Восточной Сибири. Мамонтов ещё называют мохнатыми слонами. Примечательность в том, что это единственное из вымерших животных, остатки которых хорошо сохранились в толщах мёрзлых пород. Их чучела и даже мясо можно увидеть ныне в музеях. Вымерли они йе за миллионы лет до нас, а уже на памяти человечества, во время последнего оледенения, за каких-нибудь 12 тысяч лет до нашего времени. На них охотился наш далёкий пещерный предок, скелеты мамонтов служили строительным материалом, из черепов устраивали кладовые, от съеденных «гор мяса» осталось множество костей, их запечатлели авторы наскальной живописи. Какой-же катаклизм привёл к гибели столь приспособленных к суровым при-ледниковым условиям животных? Неужели роковым оказалось потепление, иной энергетический режим планеты? При большом разнообразии гипотез, эта всё же наиболее распространенная. Мерзлота хорошо законсервировала мамонтёнка Диму, что и позволило различным специалистам тщательно изучить его. В желудке животного нашли остатки растительной пищи. Если бы её было в изобилии, ему вряд ли грозила бы гибель от истощения. Но как раз в то время происходили резкие перемены климата. Уходящие на север ледники иссушили равнины, достаточно продуктивные до этого, чтобы на них могли прокормиться трёх-четы-рёхтонные мамонты. Быстро оскудевающая растительность не давала животным возможности приспособиться к новой экологической нише или найти другие мес-

та обитания. А ведь они только и могли выжить в холодных условиях севера, с мощным волосяным покровом и слоем подкожного жира, с огромными бивнями для разгребания корма под снегом. Когда в селе Юди-ново Потарского района Брянской области раскопали стоянку первобытного человека, то обнаружили, что на неё пошло двадцать три черепа огромных мамонтов. Примерный возраст их гибели и время сооружения сто-янки-более пятнадцати тысяч лет назад. Скопление костей мамонтов или даже естественные их кладбища встречались и в других местах. В Якутии говорят иногда о «мамонтобивневых полях». Такие картины массовой гибели целого вида не могут не натолкнуть на размышления о каких-то загадочных катаклизмах в истории Земли. Просто смена ледниковой эпохи (всё же достаточно постепенная) не в состоянии всё объяснить. Неужели животные не смогли отступить, как они, вероятно делали в предыдущие межледниковья? Наступил конец не только мамонту, но и другим обитателям это-

го приледникового ландшафта- арктическим якам, сайгакам, азиатским овцебыкам и шерстистым носорогам. Северные луга с тончайшим слоем плодородной почвы стали сменяться тундрой, лесотундрой, а южнее-тай-гой. Среди русских поселенцев в восточной Сибири бытовала легенда: мамонты погибли во время потопа. И затонувшие тела плавали в воде и постепенно заносились илом, а в конце концов оказались вмытыми в грунт. Конечно, такая версия не выдерживает современного научного анализа: как же тогда эти туши не успели разложиться? И всё же такая массовость гибели мамонтов не может не рождать «катастрофические» теории. К примеру, в результате какой катастрофы погибла земля Платона Атлантида? Мнения атлантоло-гов расходятся, но примечательно другое совпадение: катастрофа ознаменовала конец последнего оледенения. Остров,описанный Платоном, преграждал путь Гольфстриму на север. С его исчезновением или погружением под воду, эта тёплая река в океане начала растапливать вековые льды. Но произошло это не сразу, а в несколько этапов. Или как бы волны потепления: беллинг-12400-12000 лет назад, затем 200-летнее похолодание средшй дриас; потепление аллерд, продолжавшееся 800 лет, сменившее его похолодание поздний дриас-11000-10000; 800-летнее половецкое, потепление, 500-летнее половецкое похолодание и, наконец, последнее потепление. Многие факты из истории Земли говорят о том, что на рубеже 1 и 2 тысячелетий до н.э. наблюдался какой-то «перерыв в последовательности». Вполне возможно, что конец последнего оледенения совпал с какими-то энергетическими потрясениями , катастрофой. Многие учёные, например, связывают его с усилением Гольфстрима, а это, в свою очередь, могло произойти после разрушения какой-то «плотины», преграждавшей путь этому течению. Но произошло это не сразу, а в несколько этапов- шли как бы волны потепления. В Кордильерах Америки мексиканский учёный Гарсиа Пайон на высоте 5700 м у развалин двух хижин обнаружил отложения прибрежных осадков ракушечника. Различные датировки показали, что подъём этого района произошёл 10 тысяч лет тому

назад. Поднятые со дна Атлантического океана (места предполагаемого расположения Атлантиды) образцы донных пород оказались лавой вулкана. Радиоактивными методами удалось определить возраст былого извержения - приблизительно 13 тысяч лет назад. Бурение ледниковой толщи Антарктиды дошло уже до глубины в полтора километра. И здесь обнаружили вулканический пепел давностью 8-12 тысяч лет. Не говорит ли всё это о том, что примерно в то время по всей планете происходили какие-то геологические катастрофы? Или взять, к примеру, древние календари. Во многих из них наблюдается удивительное совпадение начальных точек отсчёта различных летоисчислений. Древнеегипетский, ассирийский, древнеиндийский, календарь древних майя- все они ведут своё начало с 11652-11542 г.г. до н.э. Одни народы ведут своё рождение от событий мифических, другие - от жизненных реалий (войны, землетрясения, наводнения). Но, может, в основе их лежит катастрофа, последствиями охватившая всю

планету? Гибель Атлантиды в результате гигантского вулканического извержения или столкновение Земли с космическим телом. Такое катастрофическое столкновение, по предположению учёных, могло произойти в районе Багамских островов. Планета отреагировала мощным землетрясением. Географические полюса сдвинулись в направлении воздействия этой силы, изменил положение экватор, сместились зоны «энергетической напряжённости». Косвенно о таких смещениях свидетельствует, например,изменение намагниченности пород даже в тихоокеанском регионе, далёком от предполагаемой Атлантиды. Удар был настолько сильным, что «космические бомбы» пробили земную кору, возможно, даже не в одном месте. За взрывами последовали извержения, магма, смешанная с водами Атлантики, взметнулась огненными султанами. В небо были выброшены миллионы тонн земных пород. Можно только гадать, какой высоты образовался водный вал. По всей Земле проснулись вулканы,выбрасывавшие камни, пыль, сажу, бушевали ураганы, воспылали пожарища. Задымлённая атмосфера стала пропускать меньше солнечного тепла, а кроме этого, значительное количество водяного пара поглощало инфракрасное излучение. Сбился весь биосферно-энергетический механизм. Где-то наступало похолодание, где-то наблюдалось потепление. Замедлился фотосинтез у растений, служивших пищей травоядным животным. Их гибель ускорила пылеватые образования и пиротокси-ны. Не исключено, что целые стада были сметены и погребены грязево-селевыми потоками. И всё же «теорию катастроф» следует обсуждать в последнюю очередь, когда исчерпаны более «приземлённые» доводы и факторы. Мамонты, столь приспособленные к суровым степям, всё же могли погибнуть из-за своей «узкой специализации» к экстремальным условиям. Послеледниковый период с его обилием влаги, снега, топких торфяных болот, преобладанием мха над травянистой растительностью был в целом неблагоприятным для проживания этих земных уникомов. Как бы ни отвечали учёные на загадку гибели мамонтов, не может не прийти в головы еретическая мысль: а не сохрани-

лись ли эти животные в каких-то изолированных подходящих местообитаниях? Ведь в фольклоре многих народов имеются предания о том, что они ушли жить в землю. Конечно, на такие представления могли наталкивать картины торчащих из мерзлого грунта мамонтовых костей и туш. И всё же, в принципе нельзя отрицать, что пещеры с их своеобразным микроклиматом при каких-то благоприятных стечениях обстоятельств не могли позволить бы выжить отдельным популяциям мамонтов. Так же как учёные допускают возможность выживания динозавроподобных существ в глубинах океана или в обширных озёрных водоёмах. Любое вымирание вида, даже вследствие каких-то резких неожиданных изменений природной среды, происходит не вдруг, а постепенно. Отсюда в фольклоре мамонт и другие вымершие животные представляют в фантастических, смутных образах и в более определённых, и в правдоподобных. И предания нередко служат источником достаточно весомой биологической информации. В от-

ношении мамонтов об этом писал академик И.Г.Пидоп-личко в своей книге «О ледниковом периоде»: «Имеются данные, показывающие, что в европейской части СССР мамонт мог дожить, хотя и в качестве редкого животного, до нашей эры. ...В преданиях народов Севера есть упоминания о громадном звере с двумя рогами и одной длинной «рукой» (хоботом) вместо носа. Исчезновение мамонта в Европе произошло не сразу во всех местах, поэтому упоминания о нём в легендах, мифах и былинах в одних случаях носят весьма фантастический характер, в других-более определённый... Эти представления являются реальной памятью людей о мамонте, который был известен их непосредственным предкам как животное, на которое они охотились.» Вполне вероятно, что мамонты отступали вместе с тающим ледником. Э.Толль и В.Докучаев высказывали предположение, что в послеледниковый период отдельные колонии мамонтов сохранились в. европейской части России и на севере Сибири. На 7 Международном

конгрессе антропологов и этнографов в Москве было высказано мнение, что «мамонт существовал ещё в первом тысячелетии нашей эры». И вот совсем недавно пришло подтверждение этим теоретическим предположениям. Некрупные зубы мамонта, обнаруженные на острове Врангеля в 1911 году, дают основание усомниться в том, что мамонты вымерли 10 тысяч лет назад. Палеонтологи Российской Академии наук определили возраст находки в 4-7 тысяч лет. Но зубы, как обнаружилось после тщательного анализа, принадлежали взрослым особям ростом 1,8 м и весом порядка двух тонн. «Типичный» мамонт, заметим, был, по крайней мере, на 1,3 м выше и весил втрое больше. И вот сложилась примечательная гипотеза. Крупные животные ледникового периода, отступая с потеплением на север, иногда находили своеобразные холодные оазисы (наподобие острова Врангеля). В подходящих для них природных условиях уцелевшие звери намного пережили свой род, но при этом эволюционировали в карликовые формы (эффект генетической деградации в малой популяции). Возможно, следуя этой гипотезе, стоит поискать существование миниформ среди других современников мамонта. Однако почему карликовые мамонты всё же исчезли и иэ этих труднодоступных, таких как остров Врангеля, мест ? Может быть, их истребили уже появившиеся первобытные охотники? Впрочем, российские учёные доктора биологических наук В.Е.Гарутт и А.В.Шер, открывшие карликов, скептически относятся к такой точке зрения. Они считают, что роковым стала изоляция острова от материка и исчезновение степной растительности, жизненно необходимой для мамонтов. А произошло это в результате дальнейшего таяния ледникового покрова и появления массы отдельных островков. И тут мы подходим ещё к одной гипотезе, которая связана с Атлантидой, но... северной. Известного российского мерзлотоведа С.В.Тор-мидиаро можно с полным правом причислить к дерзкому племени атлантологов. В числе ряда других специалистов он отстаивает возможность существования ледяной Атлантиды, или лучше сказать Арктиды, соединявшей мостом Северную Америку, Гренландию и евразийский Север. Причём не везде это был просто Панарктический ледниковый щит. Часть льдов была покрыта принесённой с континентов лессовой пылью, следовательно здесь могли произрастать травы, разгуливать мамонты и бизоны. По расчётам Тормидиаро, континент Арктида обладал крайне континентальным климатом. Полгода светило незаходящее солнце и земля могла нагреваться как в пустыне. Вполне вероятно, Арктида исчезла тогда же, когда предположительно и классическая Атлантида - около 10 тысяч лет тому назад. Тогда прорвался на восток Гольфстрим, начались великие катастрофы, тёплые воды проникали под Аркти-ду, она стала таять и раскалываться на части. Некоторые из этих ледяных островов-земель выплывают в Атлантику, другие - задерживаются в образовавшемся на севере океане и порождают плавучие легендарные острова на мелководном шельфе. Такие блуждающие земли, как, например, Земля Санникова, с сохранившейся на ней плейстоценовой фауной, теми же мамонтами и бизонами, могли задержаться до наших дней. А часть Арктиды существует и поныне в виде ледово-лессовых берегов Северной Якутии. Они-то и подтолкнули Тормидиаро присоединиться к атлантологам и создать арктическую версию Анланти-ды.

Как ни покажется удивительным, но на страницы печати уже проникли сообщения о современных свидетельских показаниях о встречах с мамонтом. Они якобы перед смертью пытаются выбраться на поверхность и издают трубный рёв. С каким бы скепсисом мы ни воспринимали эти сведения, доходящие из глубинки, их нельзя полностью сбрасывать со счетов.

По материалам печати.

Бесплатный хостинг uCoz